Интересное в СетиИстория создания оперы князь Игорь, написанная от лица А. П. Бородина и В.В. Стасова

Аватара пользователя
Автор темы
СергейМ
Фото-ремонтник 2010 года
Фото-ремонтник 2010 года
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 3142
Зарегистрирован: 04.06.2008
Лучшие Ответы: 1
Детей: 3
Профессия: Инженер
Откуда: Красноярск-Балахта
Авто: Honda StepWGN RF4 2002 г.
Возраст: 45
 История создания оперы князь Игорь, написанная от лица А. П. Бородина и В.В. Стасова

Сообщение СергейМ » 30 апр 2019, 18:06

История создания оперы князь Игорь, написанная от лица А. П. Бородина и В.В. Стасова

Музоватова Александра Сергеевна,Ученица 6 класса Балахтинской ДШИ


А. П. Бородин
“На музыкальном вечере было шумно. Слышались разговоры, смех и фортепианная музыка. Она лилась из инструмента, наполняя пространство вокруг себя едва ощутимыми колебанием воздуха. Пожалуй, это был самый выделяющийся звук в этой комнате. У Людмилы Ивановны часто собирались молодые дарования. Здесь они могли исполнить свои произведения - если, конечно, захотят.
Я сидел в кресле, немного в стороне от других. Играла сама хозяйка вечера - Людмила Ивановна. Она всегда умела придать нужную эмоциональность произведениям своего старшего брата. Отзвучали последние аккорды, стихли овации и ко мне, сидящему в задумчивости , неслышно подошел Стасов.
Он является своеобразным генератором идей для всей “Могучей кучки”. Истинный патриот и поклонник русской музыки.”

В.В.Стасов
“В этот вечер Александр Порфирьевич был задумчив. Даже блестящее исполнение Людмилы Ивановны его не затронуло. А ведь он очень талантливый композитор. Недавно я прочел “Слово о полку Игореве”. Сюжет идеален для такого композитора, как он. Историко - эпическая опера - отлично ему подойдет.”

А.П.Бородин
“Владимир Васильевич неторопливо подошел ко мне, и со всей серьёзностью предложил мне сочинить оперу на тему древнерусской летописи “Слово о полку Игореве”. По правде говоря, я очень обрадовался такому повороту событий. Я давно хотел написать чисто русскую оперу, подтолкнувшую бы народ к сплочению.
Мы так увлеклись разговором и набросками будущей оперы, что позабыли о времени. Все уже разошлись, когда мы наконец - то договорились и разошлись по домам. А на следующий день нам предстояло много работы.”

В.В.Стасов
“Весь следующий день мы провели в библиотеках - искали всё, что связано с событиями 1185 года. Кроме “Слова”, упоминания об этом событии встречаются в “Повести временных лет”. Я начал создавать сценарий оперы, чтобы Александру Порфирьевичу было проще работать над оперой. Мой любезный друг с необыкновенным упорством взялся за дело. Его глаза горят лихорадочным блеском, в них светится желание создать что-то новое. Теперь я понимаю, почему он достиг таких высот в области химии!”

А.П.Бородин
“Для создания оперы неожиданно потребовалось гораздо больше литературы, чем мы предполагали вместе с Владимиром Васильевичем. Встал вопрос о декорациях. Пришлось дополнительно изучать все материалы об устройстве города и княжеских хором. Чтобы воссоздать костюмы и облик персонажей того времени, тоже приходится усердствовать. Мы вместе с Владимиром Васильевичем тщательно просматриваем и музыкальные источники - напевы того времени просто обязаны быть в опере. Я уже представляю себе первое действие - начало неудачного похода Игоря знаменуется солнечным затмением. Музыка этой сцены величественна и таинственна, жутка и мощна. Она должна рисовать в воображении зрителя недоброе предзнаменование, беду. Но как переложить специфический древнерусский текст на оперу? Как создать достойные арии для персонажей, при этом не потеряв смысл этого произведения?”

В.В.Стасов
“Александр Порфирьевич сможет справится с этой задачей. У него необыкновенный талант. Хочу предложить ему съездить в Путивль - для полного погружения в ту историческую эпоху. Думаю, он получит от этой поездки новое творческое вдохновение для продолжения работы.”

А.П.Бородин
“Мой друг Владимир Васильевич предложил мне поехать в окрестности Путивля для получения творческого вдохновения. Я сразу согласился. Ведь чтобы почувствовать дуновение ушедшей эпохи, нужно лишь побывать на месте нужных мне событий. Так что без долгих предисловий я начал собирать всё необходимое и решил не тратить время зря - выезд через несколько дней. Я с нетерпением жду этого момента - “Князь Игорь” должен возродить лишь небольшой кусочек из жизни наших предков. Но в этом фрагменте скрыт весь спектр эмоций, который испытывали герои тех времен.
Подъезжая к Путивлю, я словно окунулся в озеро ушедших времен - здесь все несет в себе историю. Это прекрасный уголок, состоящий из величественных церквей и крепости. К ней то я и направился. Изучая “Слово о полку Игореве”, я нашёл упоминание об этой крепости. Согласно “Слову” именно здесь, на стенах Путивльской крепости, плакала Ярославна, жена Игоря. Разумеется, я долго ходил по крепости, был на стенах, касался их - для передачи времени просто необходимо чувствовать. Прикосновение к камням, из которых создана крепость, не менее важно, чем тщательное изучение литературных источников. В этом , по моему мнению, заключается смысл композиторства - умение не только слушать, но и чувствовать музыку, делать её осязаемой. Так она лучше доходит до зрителя.
Напоследок я встал на стенах Путивльской крепости и попытался представить, что чувствовала Ярославна, глядя в даль и тоскуя по мужу. Я словно видел её , объятую солнечным светом, овеваемую ветром, горько сетующую. И тогда в моей голове стала зарождаться музыка. Её ноты переливаются грустными отсветами печали княжны. И я понял, что эта музыка, чья красота лишь легонько коснулась меня, сможет передать переживания Ярославны. Я нашёл, что искал.”

В.В.Стасов
“Небольшая поездка в Путивль дала хороший толчок к продолжению оперы. Александр Порфирьевич, едва вернувшись, сразу же принялся за работу. Вокруг него, казалось, искрилось нечто - то, что знакомо всем творческим людям. Вдохновение. Желание создать. Опера прямо на глазах начала преобретать очертания. Александр Порфирьевич пишет не переставая. Любой, кто зайдет к нему, увидит его, полностью поглощённого работой. Вокруг его фортепиано разбросаны нотные листы, вперемешку с разрозненными набросками либретто будущей оперы. Сам композитор играет отрывки арий, связывая их в единое целое. Причудливо переплетаясь, они превращаются в целые действия, наполненные голосами персонажей. Мне казалось, что если взять любой нотный лист из этого вороха и хорошенько прислушаться, то можно их услышать.”

А.П.Бородин
“ Я творю! Наконец - то я творю! Этот творческий и духовный подъём заставляет меня сочинять день за днём. Опера приобретает всё новые и новые мелочи, из которых потом складываются целые действия! Нет большего счастья для композитора, чем умение создавать МУЗЫКУ...”

В.В.Стасов
“Через некоторое время я заметил, что Александр Порфирьевич начал охладевать к опере. Он всё более неохотно брал в руки нотные листы. Его снова увлекла химия. Переплетения химических реакций и скупых формул начали казаться ему более привлекательными, чем “Игорь”. Надо признать, что написание оперы зашло в тупик. Выброс творческой энергии иссяк, реакция прекратилась. А стать обратимой она не спешила. Некоторые отрывки из оперы он включил в свою Вторую симфонию. “Игорь” отступил, попав в плен к увлечению химией. Но я надеюсь, что найдется Овлур, который вытащит “Игоря” из этой ситуации.”
Прошло несколько лет...

А.П.Бородин
“ Теперь у меня появилось свободное время. Напряжённое занятие химией прошло и я вспомнил о своей опере. У неё есть все шансы стать моим шедевром. Я нашёл все мои разрозненные записи. Мне пришлось потрудится, чтобы разобрать их. Я снова окунулся в эти то спокойные, то бушующие воды прошлых времён. Я опять начал сочинять, после стольких лет затишья! Поистине, возвращаясь к забытому ранее делу, мы открываем его новые грани, по-другому начинаем смотреть на обыденные вещи, нам открывается другой смысл привычных и давно доказанных истин. Я понял, что один не справлюсь с этой задачей. На очередном собрании “кучки”, я принял решение сыграть музыку оперы целиком. И хотя новость о том, что я сочиняю оперу была не новой, мои друзья с радостью согласились снова помочь.
Работа шла полным ходом. Особенно яро мне помогали Николай Андреевич(1) и Александр Константинович(2). Их помощь была очень необходима - требовалось оркестровать большой объём моих сочинений. В ходе этой гигантской работы я понял по-новому одну общеизвестную истину - при коллективном создании чего-либо мы не просто объединяемся, мы начинаем думать как единое целое, как один человек.”

1 Римский-Корсаков
2 Глазунов

В.В.Стасов
“ Новый виток в развитии “Игоря” совпал с новым вдохновением Александра Порфирьевича - он снова создаёт также, как и несколько лет назад. Но воплощение оперы в жизнь идёт урывками, время от времени. Из-за его большой занятости он редко может полностью посвятить себя “Игорю”. Но даже то, что он успел написать поражает своим талантом и умением чувствовать музыку.”

А.П.Бородин
“Я счастлив. Моя опера становится всё лучше и лучше. Но довольно часто я начинаю чувствовать усталость. Всё чаще я задумываюсь о том, не слишком ли тяжёлую ношу я на себя взвалил?
Что если всё, что я делаю - бессмысленно? Что если все мои жалкие потуги - ничто, пустая трата времени? Я много об этом размышлял. И решил, что все эти вопросы имеют основание. Всё было бы бессмысленным, если бы я создавал оперу как источник славы. Тогда бы в моих произведениях не было бы ничего. Они были бы пусты. А ведь основная цель искусства - приносить людям что-то хорошее, то , что сможет вырвать людей из замкнутого круга обыденности, то, что смогло бы заставить поднять глаза к небу, к чему-то неизведанному, пробудить в них жажду познания. А что самое главное для композитора? Слава? Нет! Понимание того, что ты умеешь создавать МУЗЫКУ...”

В.В.Стасов
“В последнее время мы все стали замечать, что Александр Порфирьевич слишком много работает. Мне казалось, что он чересчур переутомляется. По видимому он сам не заметил, что взял на себя слишком многое. И через некоторое время случилась трагедия - Александр Порфирьевич скоропостижно скончался. Это стало ударом для всех нас. В память о нём Николай Андреевич и Александр Константинович закончили “Князя Игоря”. Грустно. Я думал, что Александр Порфирьевич сам увидит премьеру своей единственной оперы. Но этого не случилось. Какого человека мы потеряли! Эта утрата сказалась на всех нас.”
Источники
1) https://ru.wikipedia.org/wiki/Князь_ Игорь_ (опера)
2) https://ru.wikipedia.org/wiki/Могучая_кучка
3) https://www.culture.ru/persons/9352/vladimir-stasov
Honda StepWgn RF4 2002 D Navi

Реклама
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Бусовка в честь Дня Бородина !
    townalex » 03 сен 2008, 20:21 » в форуме Встречи и бусовки
    19 Ответы
    1621 Просмотры
    Последнее сообщение Zvezda
    06 сен 2010, 11:21
  • Не могу зайти на сайт с Оперы???
    SerBor » 09 янв 2008, 20:50 » в форуме О работе сайта Микроб.ру
    2 Ответы
    1237 Просмотры
    Последнее сообщение SerBor
    09 янв 2008, 21:07
  • Телевидение от лица РПЦ
    ГРИФОН » 20 янв 2013, 03:28 » в форуме Телевидение
    4 Ответы
    1736 Просмотры
    Последнее сообщение Костян
    20 янв 2013, 21:36
  • Морды лица. Номера. Вэлком!
    Русланий » 10 янв 2016, 12:14 » в форуме LT2
    76 Ответы
    5062 Просмотры
    Последнее сообщение Dimka-ko
    30 ноя 2018, 19:08
  • Правила создания тем
    Трек » 03 мар 2013, 11:00 » в форуме Vito W639
    0 Ответы
    4237 Просмотры
    Последнее сообщение Трек
    03 мар 2013, 11:00

Вернуться в «Интересное в Сети»