Кондиционер ⇐ Кондиционер
-
Автор темыMazgan2004
- Модератор
- Всего сообщений: 428
- Зарегистрирован: 05.04.2007
- Откуда: Израиль Холон
Кондиционер
ТО. Админ неплохо бы создать раздел в устройстве автомобиля о кондиционерах.
Могу вести раздел по кондиционерам.
Могу вести раздел по кондиционерам.
C уважением, Пётр
шевиван-20 4,3,АКПП, 4х4, 1988г
skype мой ник: mazgan2004
шевиван-20 4,3,АКПП, 4х4, 1988г
skype мой ник: mazgan2004
-
Автор темыMazgan2004
- Модератор
- Всего сообщений: 428
- Зарегистрирован: 05.04.2007
- Откуда: Израиль Холон
-
- Привыкаю
- Всего сообщений: 93
- Зарегистрирован: 03.03.2007
- Откуда: Москва
-
Автор темыMazgan2004
- Модератор
- Всего сообщений: 428
- Зарегистрирован: 05.04.2007
- Откуда: Израиль Холон
Составные части системы автомобильного кондиционера
Система автомобильного кондиционера включает в себя:
1 - Компрессор с электромагнитной муфтой;
2 - Конденсатор;
3 - Испаритель;
4 - Расширительный клапан или расширительная трубка;
5 - Ресивер-осушитель или аккумулятор;
6,7 - Трубопроводы с фитингами и сервисными штуцерами;
8 - Вентилятор охлаждения;
9,10 - Элементы автоматики : датчики и предохранительные устройства.
КОМПРЕССОР
Компрессор является главным элементом системы кондиционирования и служит для сжатия газообразного хладагента низкого давления и обеспечения циркуляции хладагента в системе (жидкий хладагент выведет из строя компрессор, поэтому в системе АК существуют элементы, препятствующие попаданию жидкого хладагента в компрессор). Имеются более 40 различных типов компрессоров, которые используются сегодня, но наибольшее распространение получили поршневые и роторно-лопастные. Привод компрессора осуществляется приводным ремнем от двигателя автомобиля через электромагнитную муфту. Компрессор "отбирает" от двигателя от 1,5 до 5 л.с. мощности.
Смазка трущихся частей компрессора осуществляется специальным компрессорным маслом, которое растворено в хладагенте.
КОНДЕНСАТОР
Конденсатор устанавливается перед радиатором охлаждения двигателя и выполняет функцию превращения газообразного высокотемпературного хладагента, идущего от компрессора с выделением тепла в атмосферу. Количество выделяемого хладагентом тепла в конденсаторе определяется количеством поглощенного испарителем тепла извне и работой компрессора, необходимой для сжатия. Для конденсатора результат теплоотдачи прямо влияет на эффект охлаждения холодильной установки, поэтому он обычно устанавливается на самой передней части автомобиля - в следствии этого конденсатор является самой уязвимой частью системы АК и принудительно охлаждается воздухом вентилятора системы охлаждения двигателя и потоком воздуха, возникающего при движении автомобиля.
ИСПАРИТЕЛЬ
Испаритель это теплообменный аппарат, состоящий из спирального трубопровода с оребрением в виде тонких пластин ( как правило - алюминиевых ). Данная конструкция обеспечивает максимальную теплопередачу при малом объеме .
Испаритель обычно располагается в салоне автомобиля перед радиатором отопителя ; перед испарителем расположен воздушный фильтр .
Через испаритель вентилятором отопителя прогоняется воздушный поток, который через систему воздуховодов поступает в салон. Водитель и пассажиры могут оперативно изменять как скорость, так и направление потока воздуха для обеспечения комфортности пребывания в салоне автомобиля.
На входе в испаритель установлен расширительный клапан, проходя через который жидкий хладагент испаряется, превращаясь в пар с низким давлением и температурой. Проходя по испарителю хладагент отбирает тепло у воздуха в салоне; при этом влага содержащаяся в воздухе конденсируется на внешней поверхности испарителя, стекает в поддон и удаляется из салона.
Температура поверхности испарителя должна быть близка к температуре замерзания воды, но не ниже ее, иначе на испарителе будет образовываться лед, что затруднит движение воздуха и передачу тепла хладагенту (обычно температура поверхности испарителя находится в пределах от 2 до 8 градусов по шкале Цельсия).
Контроль за температурой осуществляется либо с помощью баллончика термодатчика, который установлен на выходной трубке испарителя, либо с помощью термореле или датчиков давления, которые отключают электромагнитную муфту компрессора.
Испаритель закрыт герметичным кожухом, внутреннее пространство которого имеет повышенную влажность, при рециркуляции салона через испаритель проходит загрязненный воздух - поэтому при определенных условиях на испарителе могут развиваться микробы и грибки. В этом случае кондиционер становится опасным для человека. Для устранения плесени, микробов и грибков испаритель следует очищать с помощью специальных составов. Очищающие составы упакованы в аэрозольные баллончики. Для удобства работы в труднодоступных местах баллончики имеют достаточно длинную и гибкую трубку.
РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН
Расширительный клапан - устройство для регулирования количества хладагента, поступающего в испаритель (его ещё называют терморегулирующий вентиль). Внешний вид расширительного клапана показан на рис >
Расширительный клапан является дросселем переменного сечения. Расширительный клапан устанавливается на испарителе (чаще в салоне, реже в моторном отсеке) на входной трубке испарителя.
Демонтаж расширительного клапана связан со значительными сложностями вследствии разборки части салона .
Баллон термодатчика находится в термоконтакте с трубкой, выходящей из испарителя . Внутри баллона, капиллярной трубки и сильфона находится газ - хладагент R 12.
При повышении температуры выходной трубки испарителя давление хладагента R 12 в термодатчике увеличивается и сильфон растягивается .
Дно сильфона через тягу давит на шарик (или иглу), который перемещаясь увеличивает поток хладагента, проходящего через расширительный клапан, вызывая понижение температуры выходной трубки и испарителя. Давления хладагента R 12 в термодатчике уменьшается, сильфон сжимается шарик перекры вает дроссель, вызывая уменьшение потока хладагента.
РЕСИВЕР - ОСУШИТЕЛЬ
Ресивер - осушитель это устройство , служащее для поглощения влаги из хладагента и предохранения расширительного клапана от замерзания в нём воды , хранения части холодильного агента , фильтрацию его от мелких при месей . В ресивер - осушитель встраивают смотровое окно для контроля за количеством хладагента . Ресивер осушитель устанавливается на трубопроводе после кон денсатора перед испарителем.
На корпусе ресивера - осушителя могут устанавливаться датчики давления.
Внутри корпуса ресивера - осушителя находится ёмкость с адсорбентом - веществом , очищающим хладагент от влаги и кислот.
Адсорбенты имеют пористую кристаллическую структуру , мельчайшие поры соединены узкими каналами . Благодаря такой структуре возникает избирательная адсорбиция , т . е . в полость пор проникают лишь те молекулы , размер которых меньше диаметра каналов . Поэтому вся активная поверхность и объём пор используются для удержания молекул воды и не засоряются прочими веществами с более круп ными молекулами ( в частности , фреоном и маслом ).
В качестве адсорбентов используют силикагель , активную окись алюминия , цеолиты NaA , NaAm . В системах с хладагентом R 134 a в качестве осушителя используют цео лит ХН -9.
На некоторых моделях ресиверов - осушителей может находиться предохранительный клапан с легкоплавкой вставкой . При повышении температуры ресивера до 90-1000 ° вставка плавится и весь хладагент выпускает ся в атмосферу.
АККУМУЛЯТОР
Аккумулятор - устройство сходное по внешнему виду с ресивером-осушителем, но в отличии от последнего устанавливается после испарителя и служит для защиты от попадания в компрессор жидкого хладагента, предотвращая гидроудара.
Аккумулятор выполняет роль теплообменника, в котором происходит доиспарение жидкого хладагента. Аккумулятор выполняет ещё и дополнительные функции - осушение и фильтрацию хладагента .
На корпусе аккумулятора могут устанавливаться датчики давления (низкого).
Фирмы - производители элементов системы кондиционирования рекомендуют производить замену ресивера - осушителя и аккумулятора через 70.000 миль пробега или через 5-6 лет эксплуатации.
Схема систем автокондиционера
Основные схемы системы кондиционирования
Существуют две основные схемы системы кондиционирования :
• с ресивером - осушителем и расширительным клапаном;
• с расширительной трубкой и аккумулятором.
С ресивером
1 - компрессор
2 - конденсатор
3 - вентилятор
4 - ресивер-осушитель
5 - расширительный клапан
6 - испаритель
7 - вентилятор отопителя
8 - предохранительный клапан
Систему кондиционирования условно разделяют на всасывающую ( сторона низкого давления - НД ) и наплетаю щую ( сторона высокого давления - ВД ) части. Граница проходит через компрессор и дросселирующий элемент, в данном случае расширительный клапан.
Когда компрессор Не работает - давление в обеих частях одинаковое и находится в прямой зависимости от температуры или окружающей среды или подкапотного пространства автомобиля.
Давления в обеих частях измеряют , подключая манометрический блок к сервисным штуцерам ( на рисунке не показаны ). В системе кондиционирования измеряют давление насыщенного пара хладагента , то есть давление в системе не будет зависеть от количества хладагента в системе ( и в этом состоит основная сложность определения количества хладагента в системе ), а зависит только от температуры .
На всасывающей стороне находятся испаритель и трубопровод по которому хладагент поступает на всасывание в компрессор . На нем же расположены сервисный штуцер НД и датчик давления .
На нагнетающей стороне находятся конденсатор , ресивер - осушитель , расширительный клапан с баллоном термодатчика , расположенным на испарителе , трубопровод с сервисным штуцером ВД и датчиками давления .
При включении электромагнитной муфты газообразный хладагент всасывается и сжимается компрессором до высоких температур и давления и поступает в конденсатор , где газ высокого давления и температуры пе реходит из газообразного состояния в жидкость , отдавая " скрытое тепло конденсации " воздуху , проходящему через конденсатор . Температура холодильного агента на входе и выходе конденсатора составляет 80 и 50 °С соответственно .
Теплый жидкий хладагент поступает в ресивер - осушитель , где происходит его фильтрация от мелких частиц и пыли , удаление влаги . Далее жидкий хладагент высокого давления поступает в расширитель ный клапан , где он испаряется и переходит в состояние жидкость - пар с низкой температурой и давлени ем (-2 °С , 2 бар ). Далее этот хладагент попадает в испаритель , где переходит из туманообразного в газооб разное состояние ( жидкий хладагент при низком давлении кипит , отнимая теплоту от стенок испарителя ) и всасывается компрессором для повторного цикла .
Через испаритель вентилятором отопителя прогоняется либо наружный воздух , либо воздух из салона . Воздух , проходя через разветвленную поверхность испарителя охлаждается , при этом на испарителе кон денсируется влага из воздуха , которая стекает в поддон под испарителем и удаляется из салона . Таким образом воздух , проходя через испаритель охлаждается и становится суше . Компрессор в этой схеме работает непрерывно .
С расширительной трубкой
Во второй схеме, вместо расширительного клапана установлена расширительная трубка , представляющую собой корпус с трубкой малого , постоянного по всей длине , диаметра и с сетчатым фильтром.
1 - компрессор
2 - конденсатр
3 - вентилятор
4 - расширительная труба
5 - испаритель
6 - вентилятор
7 - фильтр - осушитель
8 - датчик низкого давления
9 - смотровое окно
На выходе из испарителя установлен аккумулятор , где происходит удаление влаги из хладагента с пе регревом жидкого хладагента , который может поступить из испарителя , то есть функцию ресивера - осушителя в первой схеме выполняет аккумулятор и фильтрующий элемент расширительной трубки .
Аккумулятор выполняет функцию защиты компрессора от попадания в него жидкого хладагента , кото рый может вывести его из строя ( гидроудар ). Компрессор в этой схеме работает циклически , получая команды на пуск - остановку от блока управления по сигналам с датчиков давления и температуры . Существуют системы АК с двумя и тремя испарителями:
- два испарителя - один впереди, второй в задней части салона;
- три испарителя - один впереди , второй - морозильник холодильника, третий в задней части салона.
В этом случае увеличивается система трубопроводов , где появляются новые элементы - тройники на всасывающей и нагнетающей частях .
Существуют также и другие схемы кондиционирования , но они редко используются .
Составные части системы автомобильного кондиционера
--------------------------------------------------------------------------------
О хладогентах R-12 и R-134a .
В автомобильных кондиционерах рабочим веществом служит хладагент R-12 (CF2CI2) - хладагент, обладающий высокой озоноразрушающей активностью (использовался в моделях автомобилей до 1993 г.) и хладагент R-134a (C2H2F4) - обладающий низкой озоноразрушающей активностью (в автомобилях с 1993 г.).
Условное обозначение хладагентов состоит из буквы R (Refrigerant - хладагент) и цифры. Цифры расшифровываются в зависимости от химической формулы хладагента . Первая цифра (1) указывает на метановый ряд, вторая цифра (2) соответствует числу атомов фтора в соединении. В России фреоны имеют торговое название " хладоны ", в США и Европе многие подобные хладагенты называют по старому - фреонами.
Хладагент R-12
Хладагент R-12 - дифтордихлорметан , относящийся к группе CFC (полностью галогенезированный Chloro Fluoro Carbon, соединение высокой степени разрушения озонового слоя из-за присутствия в нем атомов хлора).
Бесцветный газ со слабым специфическим запахом, в 4,18 раза тяжелее воздуха. Один из наиболее распространённых и безопасных хладагентов. При содержании его в воздухе более 30% (по объёму) наступает удушье из-за недостатка кислорода.
В частности, предельно допустимая концентрация при длительности воздействия 2 ч. составляет 38,5...30,4% (по объёму). Хладагент R-12 невзрывоопасен, но при t >330° C разлагается с образованием хлористого водорода, фтористого водорода и следов отравляющего газа фосгена. Хладагент неограниченно растворяется в масле, не проводит электрический ток, слабо растворяется в воде. Объёмная доля влаги в R-12 не должна превышать 0,0004%. Обезвоженный R-12 нейтрален ко всем металлам. Этот хладагент характеризуется повышенной текучестью, что способствует проникновению его через мельчайшие неплотности и даже через поры обычного чугуна. В то же время благодаря повышенной текучести R-12 холодильные масла проникают во все трущиеся детали, снижая их износ. Поскольку R-12 - хороший растворитель многих органических веществ, при изготовлении прокладок применяют специальную резину-севанит или паранит.
Хладагент R-134a
Относится к группе HFC (содержащий водород Fluoro Carbon - соединение, не разрушающее озоновый слои).
Не воспламеняется во всём диапазоне температур эксплуатации. Пар R-134a разлагается под влиянием пламени с образованием отравляющих и раздражающих соединений, таких как фторводород. Не следует смешивать R-134a с R-12, так как образуется газ высокого давления. Энергетические показатели R-134a ниже, чем у R-12, поэтому в автомобильных кондиционерах, использующих хладагент R-134a увеличивается мощность компрессора и площадь конденсатора.
Выброс в атмосферу хладагентов способствует возникновению "парникового эффекта". Причём влияние R-134a на "парниковый эффект" (потенциал глобального потепления) в 1300 раз сильнее чем у СО2. Выброс в атмосферу одной заправки R-134a из автомобильного кондиционера (около 1000 г) соответствует выбросу 1300 кг СО2.
Переход с R-12 на R-134a возник вследствие интенсивного разрушения озонового слоя Земли.
Основная масса озона в атмосфере расположена в виде слоя озоносферы на высоте от 10 до 50 км с максимумом концентрации на высоте 20-25 км. Этот слой предохраняет живые организмы на Земле от вредного влияния коротковолновой ультрафиолетовой радиации Солнца.
Уменьшение озонового слоя
Впервые механизм истощения защитного слоя Земли описали в 1974 г. американские учёные Калифорнийского университета Марио Молина и Шепвуд Роулэнд.
Они показали, что молекула оксида хлора и атом хлора сильнейшие катализаторы, способствующие разрушению озона. Путь молекул хлора в стратосферу занимает один - два года. Достигают стратосферы только химически стабильные молекулы, которые не разрушаются под действием солнечных лучей, химических реакций и не растворяются в воде . Именно такими качествами обладают молекулы хлорфтор углерода (ХФУ). Время их жизни более ста лет. Молекулы ХФУ тяжелее воздуха, и их количество в стратосфере крайне мало: три - пять молекул ХФУ на 10 миллиардов молекул воздуха. Под действием ультра фиолетового излучения от молекул ХФУ отрывается атом хлора, а оставшийся радикал легко окисляется, давая молекулу оксида хлора и новый радикал. Атом хлора и молекула оксида хлора активно включается в каталитический цикл разрушения озона. Одна молекула хлора, достигающая стратосферы, способна разрушить от десяти до ста тысяч молекул озона.
В связи с углублением таких проблем, как разрушение озонового слоя, "парниковый эффект", выпадения кислотных дождей, загрязнения морских вод для принятия мер по устранению подобных проблем был принят Монреальский протокол от 29 июня 1990 года, который включает в себя правила ограничения применения разрушающих озоновый слой веществ.
Согласно Монреальскому протоколу, объектами по ограничению применения веществ, разрушающих озоновые слои, было принято 5 веществ фреонового ряда: R-11, R-12, R-113, R-114, R-115.
Хотя по срокам с 1986 г. ограничение применения было определено в 1995 г. - 50%, 1997 г. - 85 %, 2000 - 100 до уровня, в последнее время США, ЕС и другие передовые страны резко ужесточили сроки реализации Монреальского протокола и выдвинули предложение по сокращению срока запрета с января 1994 г. до 85 %, а с января 1996 г. - полное запрещение производства и применения веществ, разрушающих озоновые слои.
Бывший СССР подписал Монреальский протокол, и в 1991 г. Россия, Украина и Белоруссия подтвердили свою преемственность этого решения.
С 1993 года автомобильная промышленность развитых стран мира переходит на выпуск автомобильных кондиционеров, использующих в качестве хладагента R-134a.
В настоящее время доля автомобилей с системами АК на R-12 невелика (приблизительно четвертая часть) и продолжает неуклонно сокращаться.
Добавлено спустя 4 минуты 25 секунд:
Составные части системы автомобильного кондиционера
Система автомобильного кондиционера включает в себя:
1 - Компрессор с электромагнитной муфтой;
2 - Конденсатор;
3 - Испаритель;
4 - Расширительный клапан или расширительная трубка;
5 - Ресивер-осушитель или аккумулятор;
6,7 - Трубопроводы с фитингами и сервисными штуцерами;
8 - Вентилятор охлаждения;
9,10 - Элементы автоматики : датчики и предохранительные устройства.
КОМПРЕССОР
Компрессор является главным элементом системы кондиционирования и служит для сжатия газообразного хладагента низкого давления и обеспечения циркуляции хладагента в системе (жидкий хладагент выведет из строя компрессор, поэтому в системе АК существуют элементы, препятствующие попаданию жидкого хладагента в компрессор). Имеются более 40 различных типов компрессоров, которые используются сегодня, но наибольшее распространение получили поршневые и роторно-лопастные. Привод компрессора осуществляется приводным ремнем от двигателя автомобиля через электромагнитную муфту. Компрессор "отбирает" от двигателя от 1,5 до 5 л.с. мощности.
Смазка трущихся частей компрессора осуществляется специальным компрессорным маслом, которое растворено в хладагенте.
КОНДЕНСАТОР
Конденсатор устанавливается перед радиатором охлаждения двигателя и выполняет функцию превращения газообразного высокотемпературного хладагента, идущего от компрессора с выделением тепла в атмосферу. Количество выделяемого хладагентом тепла в конденсаторе определяется количеством поглощенного испарителем тепла извне и работой компрессора, необходимой для сжатия. Для конденсатора результат теплоотдачи прямо влияет на эффект охлаждения холодильной установки, поэтому он обычно устанавливается на самой передней части автомобиля - в следствии этого конденсатор является самой уязвимой частью системы АК и принудительно охлаждается воздухом вентилятора системы охлаждения двигателя и потоком воздуха, возникающего при движении автомобиля.
ИСПАРИТЕЛЬ
Испаритель это теплообменный аппарат, состоящий из спирального трубопровода с оребрением в виде тонких пластин ( как правило - алюминиевых ). Данная конструкция обеспечивает максимальную теплопередачу при малом объеме .
Испаритель обычно располагается в салоне автомобиля перед радиатором отопителя ; перед испарителем расположен воздушный фильтр .
Через испаритель вентилятором отопителя прогоняется воздушный поток, который через систему воздуховодов поступает в салон. Водитель и пассажиры могут оперативно изменять как скорость, так и направление потока воздуха для обеспечения комфортности пребывания в салоне автомобиля.
На входе в испаритель установлен расширительный клапан, проходя через который жидкий хладагент испаряется, превращаясь в пар с низким давлением и температурой. Проходя по испарителю хладагент отбирает тепло у воздуха в салоне; при этом влага содержащаяся в воздухе конденсируется на внешней поверхности испарителя, стекает в поддон и удаляется из салона.
Температура поверхности испарителя должна быть близка к температуре замерзания воды, но не ниже ее, иначе на испарителе будет образовываться лед, что затруднит движение воздуха и передачу тепла хладагенту (обычно температура поверхности испарителя находится в пределах от 2 до 8 градусов по шкале Цельсия).
Контроль за температурой осуществляется либо с помощью баллончика термодатчика, который установлен на выходной трубке испарителя, либо с помощью термореле или датчиков давления, которые отключают электромагнитную муфту компрессора.
Испаритель закрыт герметичным кожухом, внутреннее пространство которого имеет повышенную влажность, при рециркуляции салона через испаритель проходит загрязненный воздух - поэтому при определенных условиях на испарителе могут развиваться микробы и грибки. В этом случае кондиционер становится опасным для человека. Для устранения плесени, микробов и грибков испаритель следует очищать с помощью специальных составов. Очищающие составы упакованы в аэрозольные баллончики. Для удобства работы в труднодоступных местах баллончики имеют достаточно длинную и гибкую трубку.
РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН
Расширительный клапан - устройство для регулирования количества хладагента, поступающего в испаритель (его ещё называют терморегулирующий вентиль). Внешний вид расширительного клапана показан на рис >
Расширительный клапан является дросселем переменного сечения. Расширительный клапан устанавливается на испарителе (чаще в салоне, реже в моторном отсеке) на входной трубке испарителя.
Демонтаж расширительного клапана связан со значительными сложностями вследствии разборки части салона .
Баллон термодатчика находится в термоконтакте с трубкой, выходящей из испарителя . Внутри баллона, капиллярной трубки и сильфона находится газ - хладагент R 12.
При повышении температуры выходной трубки испарителя давление хладагента R 12 в термодатчике увеличивается и сильфон растягивается .
Дно сильфона через тягу давит на шарик (или иглу), который перемещаясь увеличивает поток хладагента, проходящего через расширительный клапан, вызывая понижение температуры выходной трубки и испарителя. Давления хладагента R 12 в термодатчике уменьшается, сильфон сжимается шарик перекры вает дроссель, вызывая уменьшение потока хладагента.
РЕСИВЕР - ОСУШИТЕЛЬ
Ресивер - осушитель это устройство , служащее для поглощения влаги из хладагента и предохранения расширительного клапана от замерзания в нём воды , хранения части холодильного агента , фильтрацию его от мелких при месей . В ресивер - осушитель встраивают смотровое окно для контроля за количеством хладагента . Ресивер осушитель устанавливается на трубопроводе после кон денсатора перед испарителем.
На корпусе ресивера - осушителя могут устанавливаться датчики давления.
Внутри корпуса ресивера - осушителя находится ёмкость с адсорбентом - веществом , очищающим хладагент от влаги и кислот.
Адсорбенты имеют пористую кристаллическую структуру , мельчайшие поры соединены узкими каналами . Благодаря такой структуре возникает избирательная адсорбиция , т . е . в полость пор проникают лишь те молекулы , размер которых меньше диаметра каналов . Поэтому вся активная поверхность и объём пор используются для удержания молекул воды и не засоряются прочими веществами с более круп ными молекулами ( в частности , фреоном и маслом ).
В качестве адсорбентов используют силикагель , активную окись алюминия , цеолиты NaA , NaAm . В системах с хладагентом R 134 a в качестве осушителя используют цео лит ХН -9.
На некоторых моделях ресиверов - осушителей может находиться предохранительный клапан с легкоплавкой вставкой . При повышении температуры ресивера до 90-1000 ° вставка плавится и весь хладагент выпускает ся в атмосферу.
АККУМУЛЯТОР
Аккумулятор - устройство сходное по внешнему виду с ресивером-осушителем, но в отличии от последнего устанавливается после испарителя и служит для защиты от попадания в компрессор жидкого хладагента, предотвращая гидроудара.
Аккумулятор выполняет роль теплообменника, в котором происходит доиспарение жидкого хладагента. Аккумулятор выполняет ещё и дополнительные функции - осушение и фильтрацию хладагента .
На корпусе аккумулятора могут устанавливаться датчики давления (низкого).
Фирмы - производители элементов системы кондиционирования рекомендуют производить замену ресивера - осушителя и аккумулятора через 70.000 миль пробега или через 5-6 лет эксплуатации.
---------------------------------------------------------------
Компрессорное масло
Компрессорное масло применяется для смазки трущихся деталей компрессора с целью уменьшения трения, снижения износа сопрягаемых деталей и уплотнения зазоров . Кроме того масло отводит часть выделившейся в процессе трения теплоты и удаляет мелкие частицы , образовавшиеся в процессе трения со прягаемых деталей . Циркулируя в системе кондиционирования масло смешивается с холодильным агентом. Масла, применяемые в системах кондиционирования, разделяют на две основные группы: минеральные и синтетические. Минеральные масла используют для работы с R12, а синтетические для использования с R134 a. Синтетические масла имеют ряд преимуществ по сравнению с минеральными :
- лучшие смазывающие свойства ;
- более высокую термическую стабильность ;
- стабильность в смеси с холодильном агентом ;
- более низкую температуру застывания ;
- меньшую агрессивность к материалам .
Основной недостаток по сравнению с минеральными является относительно высокая стоимость. При смешивании этих масел образуется густая масса, приводящая к выходу из строя элементов системы АК, и в первую очередь компрессора.
Количество масла, которое циркулирует в системе кондиционирования зависит от типа компрессора длины трубопроводов и других элементов.
Эта величина варьируется от 75-80 грамм в японских автомобилях до 300-400 грамм (например, в автомобилях фирмы BMW). Тип и количество указывается на наклейке, которая находится в моторном отсеке автомобиля.
Тип и количество масла приведены также в технологической документации на автомобильные конди ционеры.
Система автомобильного кондиционера включает в себя:
1 - Компрессор с электромагнитной муфтой;
2 - Конденсатор;
3 - Испаритель;
4 - Расширительный клапан или расширительная трубка;
5 - Ресивер-осушитель или аккумулятор;
6,7 - Трубопроводы с фитингами и сервисными штуцерами;
8 - Вентилятор охлаждения;
9,10 - Элементы автоматики : датчики и предохранительные устройства.
КОМПРЕССОР
Компрессор является главным элементом системы кондиционирования и служит для сжатия газообразного хладагента низкого давления и обеспечения циркуляции хладагента в системе (жидкий хладагент выведет из строя компрессор, поэтому в системе АК существуют элементы, препятствующие попаданию жидкого хладагента в компрессор). Имеются более 40 различных типов компрессоров, которые используются сегодня, но наибольшее распространение получили поршневые и роторно-лопастные. Привод компрессора осуществляется приводным ремнем от двигателя автомобиля через электромагнитную муфту. Компрессор "отбирает" от двигателя от 1,5 до 5 л.с. мощности.
Смазка трущихся частей компрессора осуществляется специальным компрессорным маслом, которое растворено в хладагенте.
КОНДЕНСАТОР
Конденсатор устанавливается перед радиатором охлаждения двигателя и выполняет функцию превращения газообразного высокотемпературного хладагента, идущего от компрессора с выделением тепла в атмосферу. Количество выделяемого хладагентом тепла в конденсаторе определяется количеством поглощенного испарителем тепла извне и работой компрессора, необходимой для сжатия. Для конденсатора результат теплоотдачи прямо влияет на эффект охлаждения холодильной установки, поэтому он обычно устанавливается на самой передней части автомобиля - в следствии этого конденсатор является самой уязвимой частью системы АК и принудительно охлаждается воздухом вентилятора системы охлаждения двигателя и потоком воздуха, возникающего при движении автомобиля.
ИСПАРИТЕЛЬ
Испаритель это теплообменный аппарат, состоящий из спирального трубопровода с оребрением в виде тонких пластин ( как правило - алюминиевых ). Данная конструкция обеспечивает максимальную теплопередачу при малом объеме .
Испаритель обычно располагается в салоне автомобиля перед радиатором отопителя ; перед испарителем расположен воздушный фильтр .
Через испаритель вентилятором отопителя прогоняется воздушный поток, который через систему воздуховодов поступает в салон. Водитель и пассажиры могут оперативно изменять как скорость, так и направление потока воздуха для обеспечения комфортности пребывания в салоне автомобиля.
На входе в испаритель установлен расширительный клапан, проходя через который жидкий хладагент испаряется, превращаясь в пар с низким давлением и температурой. Проходя по испарителю хладагент отбирает тепло у воздуха в салоне; при этом влага содержащаяся в воздухе конденсируется на внешней поверхности испарителя, стекает в поддон и удаляется из салона.
Температура поверхности испарителя должна быть близка к температуре замерзания воды, но не ниже ее, иначе на испарителе будет образовываться лед, что затруднит движение воздуха и передачу тепла хладагенту (обычно температура поверхности испарителя находится в пределах от 2 до 8 градусов по шкале Цельсия).
Контроль за температурой осуществляется либо с помощью баллончика термодатчика, который установлен на выходной трубке испарителя, либо с помощью термореле или датчиков давления, которые отключают электромагнитную муфту компрессора.
Испаритель закрыт герметичным кожухом, внутреннее пространство которого имеет повышенную влажность, при рециркуляции салона через испаритель проходит загрязненный воздух - поэтому при определенных условиях на испарителе могут развиваться микробы и грибки. В этом случае кондиционер становится опасным для человека. Для устранения плесени, микробов и грибков испаритель следует очищать с помощью специальных составов. Очищающие составы упакованы в аэрозольные баллончики. Для удобства работы в труднодоступных местах баллончики имеют достаточно длинную и гибкую трубку.
РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН
Расширительный клапан - устройство для регулирования количества хладагента, поступающего в испаритель (его ещё называют терморегулирующий вентиль). Внешний вид расширительного клапана показан на рис >
Расширительный клапан является дросселем переменного сечения. Расширительный клапан устанавливается на испарителе (чаще в салоне, реже в моторном отсеке) на входной трубке испарителя.
Демонтаж расширительного клапана связан со значительными сложностями вследствии разборки части салона .
Баллон термодатчика находится в термоконтакте с трубкой, выходящей из испарителя . Внутри баллона, капиллярной трубки и сильфона находится газ - хладагент R 12.
При повышении температуры выходной трубки испарителя давление хладагента R 12 в термодатчике увеличивается и сильфон растягивается .
Дно сильфона через тягу давит на шарик (или иглу), который перемещаясь увеличивает поток хладагента, проходящего через расширительный клапан, вызывая понижение температуры выходной трубки и испарителя. Давления хладагента R 12 в термодатчике уменьшается, сильфон сжимается шарик перекры вает дроссель, вызывая уменьшение потока хладагента.
РЕСИВЕР - ОСУШИТЕЛЬ
Ресивер - осушитель это устройство , служащее для поглощения влаги из хладагента и предохранения расширительного клапана от замерзания в нём воды , хранения части холодильного агента , фильтрацию его от мелких при месей . В ресивер - осушитель встраивают смотровое окно для контроля за количеством хладагента . Ресивер осушитель устанавливается на трубопроводе после кон денсатора перед испарителем.
На корпусе ресивера - осушителя могут устанавливаться датчики давления.
Внутри корпуса ресивера - осушителя находится ёмкость с адсорбентом - веществом , очищающим хладагент от влаги и кислот.
Адсорбенты имеют пористую кристаллическую структуру , мельчайшие поры соединены узкими каналами . Благодаря такой структуре возникает избирательная адсорбиция , т . е . в полость пор проникают лишь те молекулы , размер которых меньше диаметра каналов . Поэтому вся активная поверхность и объём пор используются для удержания молекул воды и не засоряются прочими веществами с более круп ными молекулами ( в частности , фреоном и маслом ).
В качестве адсорбентов используют силикагель , активную окись алюминия , цеолиты NaA , NaAm . В системах с хладагентом R 134 a в качестве осушителя используют цео лит ХН -9.
На некоторых моделях ресиверов - осушителей может находиться предохранительный клапан с легкоплавкой вставкой . При повышении температуры ресивера до 90-1000 ° вставка плавится и весь хладагент выпускает ся в атмосферу.
АККУМУЛЯТОР
Аккумулятор - устройство сходное по внешнему виду с ресивером-осушителем, но в отличии от последнего устанавливается после испарителя и служит для защиты от попадания в компрессор жидкого хладагента, предотвращая гидроудара.
Аккумулятор выполняет роль теплообменника, в котором происходит доиспарение жидкого хладагента. Аккумулятор выполняет ещё и дополнительные функции - осушение и фильтрацию хладагента .
На корпусе аккумулятора могут устанавливаться датчики давления (низкого).
Фирмы - производители элементов системы кондиционирования рекомендуют производить замену ресивера - осушителя и аккумулятора через 70.000 миль пробега или через 5-6 лет эксплуатации.
Схема систем автокондиционера
Основные схемы системы кондиционирования
Существуют две основные схемы системы кондиционирования :
• с ресивером - осушителем и расширительным клапаном;
• с расширительной трубкой и аккумулятором.
С ресивером
1 - компрессор
2 - конденсатор
3 - вентилятор
4 - ресивер-осушитель
5 - расширительный клапан
6 - испаритель
7 - вентилятор отопителя
8 - предохранительный клапан
Систему кондиционирования условно разделяют на всасывающую ( сторона низкого давления - НД ) и наплетаю щую ( сторона высокого давления - ВД ) части. Граница проходит через компрессор и дросселирующий элемент, в данном случае расширительный клапан.
Когда компрессор Не работает - давление в обеих частях одинаковое и находится в прямой зависимости от температуры или окружающей среды или подкапотного пространства автомобиля.
Давления в обеих частях измеряют , подключая манометрический блок к сервисным штуцерам ( на рисунке не показаны ). В системе кондиционирования измеряют давление насыщенного пара хладагента , то есть давление в системе не будет зависеть от количества хладагента в системе ( и в этом состоит основная сложность определения количества хладагента в системе ), а зависит только от температуры .
На всасывающей стороне находятся испаритель и трубопровод по которому хладагент поступает на всасывание в компрессор . На нем же расположены сервисный штуцер НД и датчик давления .
На нагнетающей стороне находятся конденсатор , ресивер - осушитель , расширительный клапан с баллоном термодатчика , расположенным на испарителе , трубопровод с сервисным штуцером ВД и датчиками давления .
При включении электромагнитной муфты газообразный хладагент всасывается и сжимается компрессором до высоких температур и давления и поступает в конденсатор , где газ высокого давления и температуры пе реходит из газообразного состояния в жидкость , отдавая " скрытое тепло конденсации " воздуху , проходящему через конденсатор . Температура холодильного агента на входе и выходе конденсатора составляет 80 и 50 °С соответственно .
Теплый жидкий хладагент поступает в ресивер - осушитель , где происходит его фильтрация от мелких частиц и пыли , удаление влаги . Далее жидкий хладагент высокого давления поступает в расширитель ный клапан , где он испаряется и переходит в состояние жидкость - пар с низкой температурой и давлени ем (-2 °С , 2 бар ). Далее этот хладагент попадает в испаритель , где переходит из туманообразного в газооб разное состояние ( жидкий хладагент при низком давлении кипит , отнимая теплоту от стенок испарителя ) и всасывается компрессором для повторного цикла .
Через испаритель вентилятором отопителя прогоняется либо наружный воздух , либо воздух из салона . Воздух , проходя через разветвленную поверхность испарителя охлаждается , при этом на испарителе кон денсируется влага из воздуха , которая стекает в поддон под испарителем и удаляется из салона . Таким образом воздух , проходя через испаритель охлаждается и становится суше . Компрессор в этой схеме работает непрерывно .
С расширительной трубкой
Во второй схеме, вместо расширительного клапана установлена расширительная трубка , представляющую собой корпус с трубкой малого , постоянного по всей длине , диаметра и с сетчатым фильтром.
1 - компрессор
2 - конденсатр
3 - вентилятор
4 - расширительная труба
5 - испаритель
6 - вентилятор
7 - фильтр - осушитель
8 - датчик низкого давления
9 - смотровое окно
На выходе из испарителя установлен аккумулятор , где происходит удаление влаги из хладагента с пе регревом жидкого хладагента , который может поступить из испарителя , то есть функцию ресивера - осушителя в первой схеме выполняет аккумулятор и фильтрующий элемент расширительной трубки .
Аккумулятор выполняет функцию защиты компрессора от попадания в него жидкого хладагента , кото рый может вывести его из строя ( гидроудар ). Компрессор в этой схеме работает циклически , получая команды на пуск - остановку от блока управления по сигналам с датчиков давления и температуры . Существуют системы АК с двумя и тремя испарителями:
- два испарителя - один впереди, второй в задней части салона;
- три испарителя - один впереди , второй - морозильник холодильника, третий в задней части салона.
В этом случае увеличивается система трубопроводов , где появляются новые элементы - тройники на всасывающей и нагнетающей частях .
Существуют также и другие схемы кондиционирования , но они редко используются .
Составные части системы автомобильного кондиционера
--------------------------------------------------------------------------------
О хладогентах R-12 и R-134a .
В автомобильных кондиционерах рабочим веществом служит хладагент R-12 (CF2CI2) - хладагент, обладающий высокой озоноразрушающей активностью (использовался в моделях автомобилей до 1993 г.) и хладагент R-134a (C2H2F4) - обладающий низкой озоноразрушающей активностью (в автомобилях с 1993 г.).
Условное обозначение хладагентов состоит из буквы R (Refrigerant - хладагент) и цифры. Цифры расшифровываются в зависимости от химической формулы хладагента . Первая цифра (1) указывает на метановый ряд, вторая цифра (2) соответствует числу атомов фтора в соединении. В России фреоны имеют торговое название " хладоны ", в США и Европе многие подобные хладагенты называют по старому - фреонами.
Хладагент R-12
Хладагент R-12 - дифтордихлорметан , относящийся к группе CFC (полностью галогенезированный Chloro Fluoro Carbon, соединение высокой степени разрушения озонового слоя из-за присутствия в нем атомов хлора).
Бесцветный газ со слабым специфическим запахом, в 4,18 раза тяжелее воздуха. Один из наиболее распространённых и безопасных хладагентов. При содержании его в воздухе более 30% (по объёму) наступает удушье из-за недостатка кислорода.
В частности, предельно допустимая концентрация при длительности воздействия 2 ч. составляет 38,5...30,4% (по объёму). Хладагент R-12 невзрывоопасен, но при t >330° C разлагается с образованием хлористого водорода, фтористого водорода и следов отравляющего газа фосгена. Хладагент неограниченно растворяется в масле, не проводит электрический ток, слабо растворяется в воде. Объёмная доля влаги в R-12 не должна превышать 0,0004%. Обезвоженный R-12 нейтрален ко всем металлам. Этот хладагент характеризуется повышенной текучестью, что способствует проникновению его через мельчайшие неплотности и даже через поры обычного чугуна. В то же время благодаря повышенной текучести R-12 холодильные масла проникают во все трущиеся детали, снижая их износ. Поскольку R-12 - хороший растворитель многих органических веществ, при изготовлении прокладок применяют специальную резину-севанит или паранит.
Хладагент R-134a
Относится к группе HFC (содержащий водород Fluoro Carbon - соединение, не разрушающее озоновый слои).
Не воспламеняется во всём диапазоне температур эксплуатации. Пар R-134a разлагается под влиянием пламени с образованием отравляющих и раздражающих соединений, таких как фторводород. Не следует смешивать R-134a с R-12, так как образуется газ высокого давления. Энергетические показатели R-134a ниже, чем у R-12, поэтому в автомобильных кондиционерах, использующих хладагент R-134a увеличивается мощность компрессора и площадь конденсатора.
Выброс в атмосферу хладагентов способствует возникновению "парникового эффекта". Причём влияние R-134a на "парниковый эффект" (потенциал глобального потепления) в 1300 раз сильнее чем у СО2. Выброс в атмосферу одной заправки R-134a из автомобильного кондиционера (около 1000 г) соответствует выбросу 1300 кг СО2.
Переход с R-12 на R-134a возник вследствие интенсивного разрушения озонового слоя Земли.
Основная масса озона в атмосфере расположена в виде слоя озоносферы на высоте от 10 до 50 км с максимумом концентрации на высоте 20-25 км. Этот слой предохраняет живые организмы на Земле от вредного влияния коротковолновой ультрафиолетовой радиации Солнца.
Уменьшение озонового слоя
Впервые механизм истощения защитного слоя Земли описали в 1974 г. американские учёные Калифорнийского университета Марио Молина и Шепвуд Роулэнд.
Они показали, что молекула оксида хлора и атом хлора сильнейшие катализаторы, способствующие разрушению озона. Путь молекул хлора в стратосферу занимает один - два года. Достигают стратосферы только химически стабильные молекулы, которые не разрушаются под действием солнечных лучей, химических реакций и не растворяются в воде . Именно такими качествами обладают молекулы хлорфтор углерода (ХФУ). Время их жизни более ста лет. Молекулы ХФУ тяжелее воздуха, и их количество в стратосфере крайне мало: три - пять молекул ХФУ на 10 миллиардов молекул воздуха. Под действием ультра фиолетового излучения от молекул ХФУ отрывается атом хлора, а оставшийся радикал легко окисляется, давая молекулу оксида хлора и новый радикал. Атом хлора и молекула оксида хлора активно включается в каталитический цикл разрушения озона. Одна молекула хлора, достигающая стратосферы, способна разрушить от десяти до ста тысяч молекул озона.
В связи с углублением таких проблем, как разрушение озонового слоя, "парниковый эффект", выпадения кислотных дождей, загрязнения морских вод для принятия мер по устранению подобных проблем был принят Монреальский протокол от 29 июня 1990 года, который включает в себя правила ограничения применения разрушающих озоновый слой веществ.
Согласно Монреальскому протоколу, объектами по ограничению применения веществ, разрушающих озоновые слои, было принято 5 веществ фреонового ряда: R-11, R-12, R-113, R-114, R-115.
Хотя по срокам с 1986 г. ограничение применения было определено в 1995 г. - 50%, 1997 г. - 85 %, 2000 - 100 до уровня, в последнее время США, ЕС и другие передовые страны резко ужесточили сроки реализации Монреальского протокола и выдвинули предложение по сокращению срока запрета с января 1994 г. до 85 %, а с января 1996 г. - полное запрещение производства и применения веществ, разрушающих озоновые слои.
Бывший СССР подписал Монреальский протокол, и в 1991 г. Россия, Украина и Белоруссия подтвердили свою преемственность этого решения.
С 1993 года автомобильная промышленность развитых стран мира переходит на выпуск автомобильных кондиционеров, использующих в качестве хладагента R-134a.
В настоящее время доля автомобилей с системами АК на R-12 невелика (приблизительно четвертая часть) и продолжает неуклонно сокращаться.
Добавлено спустя 4 минуты 25 секунд:
Составные части системы автомобильного кондиционера
Система автомобильного кондиционера включает в себя:
1 - Компрессор с электромагнитной муфтой;
2 - Конденсатор;
3 - Испаритель;
4 - Расширительный клапан или расширительная трубка;
5 - Ресивер-осушитель или аккумулятор;
6,7 - Трубопроводы с фитингами и сервисными штуцерами;
8 - Вентилятор охлаждения;
9,10 - Элементы автоматики : датчики и предохранительные устройства.
КОМПРЕССОР
Компрессор является главным элементом системы кондиционирования и служит для сжатия газообразного хладагента низкого давления и обеспечения циркуляции хладагента в системе (жидкий хладагент выведет из строя компрессор, поэтому в системе АК существуют элементы, препятствующие попаданию жидкого хладагента в компрессор). Имеются более 40 различных типов компрессоров, которые используются сегодня, но наибольшее распространение получили поршневые и роторно-лопастные. Привод компрессора осуществляется приводным ремнем от двигателя автомобиля через электромагнитную муфту. Компрессор "отбирает" от двигателя от 1,5 до 5 л.с. мощности.
Смазка трущихся частей компрессора осуществляется специальным компрессорным маслом, которое растворено в хладагенте.
КОНДЕНСАТОР
Конденсатор устанавливается перед радиатором охлаждения двигателя и выполняет функцию превращения газообразного высокотемпературного хладагента, идущего от компрессора с выделением тепла в атмосферу. Количество выделяемого хладагентом тепла в конденсаторе определяется количеством поглощенного испарителем тепла извне и работой компрессора, необходимой для сжатия. Для конденсатора результат теплоотдачи прямо влияет на эффект охлаждения холодильной установки, поэтому он обычно устанавливается на самой передней части автомобиля - в следствии этого конденсатор является самой уязвимой частью системы АК и принудительно охлаждается воздухом вентилятора системы охлаждения двигателя и потоком воздуха, возникающего при движении автомобиля.
ИСПАРИТЕЛЬ
Испаритель это теплообменный аппарат, состоящий из спирального трубопровода с оребрением в виде тонких пластин ( как правило - алюминиевых ). Данная конструкция обеспечивает максимальную теплопередачу при малом объеме .
Испаритель обычно располагается в салоне автомобиля перед радиатором отопителя ; перед испарителем расположен воздушный фильтр .
Через испаритель вентилятором отопителя прогоняется воздушный поток, который через систему воздуховодов поступает в салон. Водитель и пассажиры могут оперативно изменять как скорость, так и направление потока воздуха для обеспечения комфортности пребывания в салоне автомобиля.
На входе в испаритель установлен расширительный клапан, проходя через который жидкий хладагент испаряется, превращаясь в пар с низким давлением и температурой. Проходя по испарителю хладагент отбирает тепло у воздуха в салоне; при этом влага содержащаяся в воздухе конденсируется на внешней поверхности испарителя, стекает в поддон и удаляется из салона.
Температура поверхности испарителя должна быть близка к температуре замерзания воды, но не ниже ее, иначе на испарителе будет образовываться лед, что затруднит движение воздуха и передачу тепла хладагенту (обычно температура поверхности испарителя находится в пределах от 2 до 8 градусов по шкале Цельсия).
Контроль за температурой осуществляется либо с помощью баллончика термодатчика, который установлен на выходной трубке испарителя, либо с помощью термореле или датчиков давления, которые отключают электромагнитную муфту компрессора.
Испаритель закрыт герметичным кожухом, внутреннее пространство которого имеет повышенную влажность, при рециркуляции салона через испаритель проходит загрязненный воздух - поэтому при определенных условиях на испарителе могут развиваться микробы и грибки. В этом случае кондиционер становится опасным для человека. Для устранения плесени, микробов и грибков испаритель следует очищать с помощью специальных составов. Очищающие составы упакованы в аэрозольные баллончики. Для удобства работы в труднодоступных местах баллончики имеют достаточно длинную и гибкую трубку.
РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН
Расширительный клапан - устройство для регулирования количества хладагента, поступающего в испаритель (его ещё называют терморегулирующий вентиль). Внешний вид расширительного клапана показан на рис >
Расширительный клапан является дросселем переменного сечения. Расширительный клапан устанавливается на испарителе (чаще в салоне, реже в моторном отсеке) на входной трубке испарителя.
Демонтаж расширительного клапана связан со значительными сложностями вследствии разборки части салона .
Баллон термодатчика находится в термоконтакте с трубкой, выходящей из испарителя . Внутри баллона, капиллярной трубки и сильфона находится газ - хладагент R 12.
При повышении температуры выходной трубки испарителя давление хладагента R 12 в термодатчике увеличивается и сильфон растягивается .
Дно сильфона через тягу давит на шарик (или иглу), который перемещаясь увеличивает поток хладагента, проходящего через расширительный клапан, вызывая понижение температуры выходной трубки и испарителя. Давления хладагента R 12 в термодатчике уменьшается, сильфон сжимается шарик перекры вает дроссель, вызывая уменьшение потока хладагента.
РЕСИВЕР - ОСУШИТЕЛЬ
Ресивер - осушитель это устройство , служащее для поглощения влаги из хладагента и предохранения расширительного клапана от замерзания в нём воды , хранения части холодильного агента , фильтрацию его от мелких при месей . В ресивер - осушитель встраивают смотровое окно для контроля за количеством хладагента . Ресивер осушитель устанавливается на трубопроводе после кон денсатора перед испарителем.
На корпусе ресивера - осушителя могут устанавливаться датчики давления.
Внутри корпуса ресивера - осушителя находится ёмкость с адсорбентом - веществом , очищающим хладагент от влаги и кислот.
Адсорбенты имеют пористую кристаллическую структуру , мельчайшие поры соединены узкими каналами . Благодаря такой структуре возникает избирательная адсорбиция , т . е . в полость пор проникают лишь те молекулы , размер которых меньше диаметра каналов . Поэтому вся активная поверхность и объём пор используются для удержания молекул воды и не засоряются прочими веществами с более круп ными молекулами ( в частности , фреоном и маслом ).
В качестве адсорбентов используют силикагель , активную окись алюминия , цеолиты NaA , NaAm . В системах с хладагентом R 134 a в качестве осушителя используют цео лит ХН -9.
На некоторых моделях ресиверов - осушителей может находиться предохранительный клапан с легкоплавкой вставкой . При повышении температуры ресивера до 90-1000 ° вставка плавится и весь хладагент выпускает ся в атмосферу.
АККУМУЛЯТОР
Аккумулятор - устройство сходное по внешнему виду с ресивером-осушителем, но в отличии от последнего устанавливается после испарителя и служит для защиты от попадания в компрессор жидкого хладагента, предотвращая гидроудара.
Аккумулятор выполняет роль теплообменника, в котором происходит доиспарение жидкого хладагента. Аккумулятор выполняет ещё и дополнительные функции - осушение и фильтрацию хладагента .
На корпусе аккумулятора могут устанавливаться датчики давления (низкого).
Фирмы - производители элементов системы кондиционирования рекомендуют производить замену ресивера - осушителя и аккумулятора через 70.000 миль пробега или через 5-6 лет эксплуатации.
---------------------------------------------------------------
Компрессорное масло
Компрессорное масло применяется для смазки трущихся деталей компрессора с целью уменьшения трения, снижения износа сопрягаемых деталей и уплотнения зазоров . Кроме того масло отводит часть выделившейся в процессе трения теплоты и удаляет мелкие частицы , образовавшиеся в процессе трения со прягаемых деталей . Циркулируя в системе кондиционирования масло смешивается с холодильным агентом. Масла, применяемые в системах кондиционирования, разделяют на две основные группы: минеральные и синтетические. Минеральные масла используют для работы с R12, а синтетические для использования с R134 a. Синтетические масла имеют ряд преимуществ по сравнению с минеральными :
- лучшие смазывающие свойства ;
- более высокую термическую стабильность ;
- стабильность в смеси с холодильном агентом ;
- более низкую температуру застывания ;
- меньшую агрессивность к материалам .
Основной недостаток по сравнению с минеральными является относительно высокая стоимость. При смешивании этих масел образуется густая масса, приводящая к выходу из строя элементов системы АК, и в первую очередь компрессора.
Количество масла, которое циркулирует в системе кондиционирования зависит от типа компрессора длины трубопроводов и других элементов.
Эта величина варьируется от 75-80 грамм в японских автомобилях до 300-400 грамм (например, в автомобилях фирмы BMW). Тип и количество указывается на наклейке, которая находится в моторном отсеке автомобиля.
Тип и количество масла приведены также в технологической документации на автомобильные конди ционеры.
C уважением, Пётр
шевиван-20 4,3,АКПП, 4х4, 1988г
skype мой ник: mazgan2004
шевиван-20 4,3,АКПП, 4х4, 1988г
skype мой ник: mazgan2004
-
- Врос
- Всего сообщений: 660
- Зарегистрирован: 18.02.2004
- Профессия: Инженер
- Откуда: г Северск Томской обл
- Авто: Pajero 1996 Vagon, был Town-Ace, 2C-T, 4WD 1990
- Возраст: 57
А можно ли как то представить последовательные шаги по проверке или тестированию АК, что и где смотреть, с чего начинать, чтобы попытаться определится, что конкретно нужно сделать для восстановления правильной работы АК, а то ведь так называемые заправщики берут деньги и не понятно за что платить, и нужно ли именно это или дело в другом.
Заранее СПАСИБо из Западной Сибири!
У нас тоже лето бывает, хотя дело даже не в лете а вжелании, чтобы техника работала как надо.
Заранее СПАСИБо из Западной Сибири!
У нас тоже лето бывает, хотя дело даже не в лете а вжелании, чтобы техника работала как надо.
MMC PAJERO 1996 Vagon
10 лет был Town-Ace 4WD 2C-T 1990 ROYAL LOUNGE Skylite Roof АКПП PCcar
10 лет был Town-Ace 4WD 2C-T 1990 ROYAL LOUNGE Skylite Roof АКПП PCcar
-
Автор темыMazgan2004
- Модератор
- Всего сообщений: 428
- Зарегистрирован: 05.04.2007
- Откуда: Израиль Холон
-
- Пустил корни
- Всего сообщений: 1320
- Зарегистрирован: 18.03.2005
- Детей: 1
- Профессия: ремонтер
- Откуда: Новосибирск
- Авто: ВАЗ LADA211440
- Возраст: 50
Серега, самая первая простейшая проверка -на наличие фреона в системе (хотя возможны и ошибки при таком способе проверки)- это кратковременно нажать заправочный клапан низкого давления.(не перепутайте его с клапанам выского давления -это опасно!) Если оттуда зашипит достаточно энергично -значит большой утечки нет. Затем смотрим ,срабатывает ли муфта при включении кондея и заведенном двегателе(ессно)-если срабатывает и не выключается тут же -возможно ,неисправен датчик низкого давления или неисправность в электросхеме и неисправность во фр. системе.
Вообще же на наших старых машинах и после работы оч.умелых ручек предыдущих юзеров наших машин и прочих слесарей-сантехников возможны самые дикие варианты,потому я бы все же посоветовал -найти по рекомендации действительно знающего кондицинерщика и всегда ремонтироваться только у него. Если такой возможности нет -всякими способами пытаться проверить квалификацию кандидата в доктора вашей машины (но для этого опять же нужно хоть минимальное знание предмета) ,и потом уже в случае положительного результата допускать его к святая святых -своей машине
Я так делаю.
Вообще же на наших старых машинах и после работы оч.умелых ручек предыдущих юзеров наших машин и прочих слесарей-сантехников возможны самые дикие варианты,потому я бы все же посоветовал -найти по рекомендации действительно знающего кондицинерщика и всегда ремонтироваться только у него. Если такой возможности нет -всякими способами пытаться проверить квалификацию кандидата в доктора вашей машины (но для этого опять же нужно хоть минимальное знание предмета) ,и потом уже в случае положительного результата допускать его к святая святых -своей машине

главная прокладка -между рулем и сиденьем! 
town ace 1989 акпп 3Y-EU PEZE газ-бензин - был.

town ace 1989 акпп 3Y-EU PEZE газ-бензин - был.
-
- Врос
- Всего сообщений: 660
- Зарегистрирован: 18.02.2004
- Профессия: Инженер
- Откуда: г Северск Томской обл
- Авто: Pajero 1996 Vagon, был Town-Ace, 2C-T, 4WD 1990
- Возраст: 57
Спасибо, за ответ.
Поеду нажму на клапан, и посмотрю на муфту действительно ли она включается.
Добавлено спустя 1 минуту 36 секунд:
Прошу прощения, что как то в двух постах задаю одну и ту же проблемку, будем постараться исправляться
Поеду нажму на клапан, и посмотрю на муфту действительно ли она включается.
Добавлено спустя 1 минуту 36 секунд:
Прошу прощения, что как то в двух постах задаю одну и ту же проблемку, будем постараться исправляться

MMC PAJERO 1996 Vagon
10 лет был Town-Ace 4WD 2C-T 1990 ROYAL LOUNGE Skylite Roof АКПП PCcar
10 лет был Town-Ace 4WD 2C-T 1990 ROYAL LOUNGE Skylite Roof АКПП PCcar
-
- Врос
- Всего сообщений: 660
- Зарегистрирован: 18.02.2004
- Профессия: Инженер
- Откуда: г Северск Томской обл
- Авто: Pajero 1996 Vagon, был Town-Ace, 2C-T, 4WD 1990
- Возраст: 57
Так, проверил после нажатия на кнопку кондея муфта на компрессоре начинает вращаться и отключается, при этом релюшка практически трещит, ну какя периодичность, просто туда сюда переключается, нагнетательный клапан не нашел, но попробовал, открутить пластикувую пробку (такая штучка, как у тюбикак зубной пасты) так вот зашипело, значит чего тотам осталось, но окошко разглядывать не стал, покуда муфта то отключилась, ну и не понятно из дефлектора почуял небольшой специфичный запах работы кондея. Во как напроверял, чего-нибудь с этим можно сделать?
-
- Кондиционер - P5271268.JPG (52.29 КБ) 8815 просмотров
MMC PAJERO 1996 Vagon
10 лет был Town-Ace 4WD 2C-T 1990 ROYAL LOUNGE Skylite Roof АКПП PCcar
10 лет был Town-Ace 4WD 2C-T 1990 ROYAL LOUNGE Skylite Roof АКПП PCcar
-
Автор темыMazgan2004
- Модератор
- Всего сообщений: 428
- Зарегистрирован: 05.04.2007
- Откуда: Израиль Холон
-
- Врос
- Всего сообщений: 660
- Зарегистрирован: 18.02.2004
- Профессия: Инженер
- Откуда: г Северск Томской обл
- Авто: Pajero 1996 Vagon, был Town-Ace, 2C-T, 4WD 1990
- Возраст: 57
-
Автор темыMazgan2004
- Модератор
- Всего сообщений: 428
- Зарегистрирован: 05.04.2007
- Откуда: Израиль Холон
-
- Врос
- Всего сообщений: 660
- Зарегистрирован: 18.02.2004
- Профессия: Инженер
- Откуда: г Северск Томской обл
- Авто: Pajero 1996 Vagon, был Town-Ace, 2C-T, 4WD 1990
- Возраст: 57
-
- Пустил корни
- Всего сообщений: 1320
- Зарегистрирован: 18.03.2005
- Детей: 1
- Профессия: ремонтер
- Откуда: Новосибирск
- Авто: ВАЗ LADA211440
- Возраст: 50
Серега, ты жал на жидкостной клапан -там высокое давление при работе ,так можно слишком много фреона выпустить и в масле обделаться ,и в глаза может попасть. Да и при выключенном кондиционере там может высокое давление оставаться при неисправности.
главная прокладка -между рулем и сиденьем! 
town ace 1989 акпп 3Y-EU PEZE газ-бензин - был.

town ace 1989 акпп 3Y-EU PEZE газ-бензин - был.
-
- Врос
- Всего сообщений: 660
- Зарегистрирован: 18.02.2004
- Профессия: Инженер
- Откуда: г Северск Томской обл
- Авто: Pajero 1996 Vagon, был Town-Ace, 2C-T, 4WD 1990
- Возраст: 57
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение